Сценарий на день станицы

Закрыть ... [X]

Познавательный материал о казачьих традициях, культуре и фольклоре

Казачество — наиболее сильная и активная часть русского народа, первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. От древних стен Азова до современности, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру кубанские, запорожские, донские казаки и сделали ее неотъемлемой частью великой культуры России. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества. Что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования казачества известны своим богатством и разнообразием.

Казаки издревле жили семьями в укрепленных поселениях — «городках», позже названных «станицами» и «хуторами». Основополагающим принципом существования был «принцип рода», который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее: заветы предков, достойное воспитание и жизнь настоящих поколений и деяния ради здоровой и активной жизни будущих поколений рода. Деление общины на возрастные «беседы» позволяло не нарушать связи поколений, передавать традиции казачества, отслеживать процессы воспитания и обучения юных казачат и казачек, воздействуя на них всем обществом, не прекращать обучение и воспитание до конца дней своих. В итоге — отсутствие в казачестве проблемы «отцов и детей», передача традиций в первозданном виде из поколения в поколение.

Казачьи законы. Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.

Казачьи заповеди. Превыше всего в казачестве были казачья воля и народоправство. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Казаки все равны в своих правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи». По тебе судят обо всем казачестве — народе твоем. Служи верно своему народу, а не вождям. Держи слово, слово казака дорого. Чти старших, уважай старость. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. Погибай, а товарища выручай. Будь трудолюбив, не бездействуй. Береги семью свою, служи ей примером.

Казачьи пословицы и поговорки:

• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

• И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

• Казан проверяют по звону, а казака по слову.

• Казак молодой, а сноровка старая.

• Казаком быть — не разиня рот ходить.

• Казачья смелость порушит любую крепость.

• Веселы привалы, где казаки запевалы.

• Где тревога, туда казаку и дорога.

• Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

• Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

• Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

• Не хвались казак травою, хвались сеном.

• Пироги на кустах терна не растут.

• Хочешь быть на высоте — выбирай путь в гору.

• Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела — прячутся в кусты.

• Смекалка во всяком деле казака выручает.

• От безделья не бывает у казака веселья.

• Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.

Песенная культура. В силу исторически сложившихся обстоятельств казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого числа различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре, например, донских и кубанских казаков можно заметить схожесть с музыкальным фольклором и традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой.

Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как исторических, повествующих о реальном лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе. Местные протяжные песни в большинстве своем исполняются от лица мужчин или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции: для него характерны красочность, обилие песен, шуток и прибауток.

Одной из самых популярных среди всех казаков является раздольная песня «Пчелочка златая». Основана эта песня на стихотворении Г. Державина «Пчелка златая», в песенниках публикуется с конца XVIII и на протяжении всего XIX в., причем всегда первоначальный авторский текст. В 1840—1860-е гг. задорная песенка утвердилась в студенческой среде, а затем прижилась и у донских казаков. О сущности слов песни у этнографов pi исследователей песенного фольклора нет единого мнения. У Г. Державина речь в стихотворении ведется от лица пчелки, что для простого народа было странным («Пчелка, влюбленная в девушку?»), а потому в фольклорном песенном варианте повествователь — молодец, а пчелка осталась лишь для колорита.

Пчелочка златая (донская раздольная казачья песня)

Пчелочка златая, что же ты жужжишь?

Жаль, жаль, жалко мне,

Что же ты жужжишь?

Около летаешь, а прочь не летишь,

Жаль, жаль, жалко мне,

А прочь не летишь.

Али ты не любишь любушку мою,

Жаль, жаль, жалко мне

Любушку мою.

У моей у Любы русая коса,

Жаль, жаль, жалко мне,

Русая коса.

Черные брови, серые глаза,

Жаль, жаль, жалко мне

Серые глаза.

Сладкие, медовые губочки у ней,

Жаль, жаль, жалко мне

Губочки у ней.

Я к губам прилипну, с ними и умру,

Жаль, жаль, жалко мне,

С ними и умру.

В каждом куплете повторяются дважды первая строка, затем остальные.

Донской фольклор богат не только песнями и казачьими танцами. Среди казаков очень популярны «байки» — короткие рассказы, схожие с анекдотами; сказки, сочиненные самими казаками и передающиеся из поколения в поколение.

Рыболовство — одно из древнейших занятий донских и кубанских казаков, им стали заниматься едва ли не раньше, чем хлебопашеством. Во время весеннего половодья, когда прибрежные станицы заливало, сети забрасывали прямо с крыльца куреня.

Гуманное и заботливое отношение к детям — одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле.

Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым — значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми — всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Родители давали возможность ребенку почувствовать привлекательность добра и отвращение ко злу.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье и строились по спирали. Каждый виток в ней — это замкнутый цикл, и занимал он определенный возрастной период, например, физическое развитие было основным в возрасте с восьми (в некоторых семьях с 7 лет) и до 12 лет.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось.

В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой церковной исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым мальчик в последний раз ел детские сласти, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. «Все! — говорили они. — Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!»

С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, — говорил отец, — на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство». И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи, pi от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь — личный пример старших. Именно с этого возраста начиналось приобщение детей к старинным сказкам и былинам, рассказам о боевых подвигах казаков, к песням, пословицам и поговоркам.

В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам все меньше позволяли сюсюкать с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет!»

В этот период детские игры играли немаловажную роль в воспитании детей, особенно мальчиков. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат.

С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. С этого же времени он учился владеть нагайкой, его начинали приглашать на «беседы». С 8 лет главная роль в воспитании мальчика принадлежала крестному. Крестный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крестный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крестного, когда дело могло принять опасный оборот, а крестный не давал отцу жалеть сына.

Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось обучение его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»

В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию — шашке (кинжалу) и умению ездить на лошадях.

Похожие статьи:


Источник: http://kladraz.ru/metodika/o-kazachih-tradicijah-dlja-mladshih-shkolnikov.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Сценарий ко Дню пожилого человека «Пусть будет теплой осень Стих-конкурс на свадьбу

Сценарий на день станицы Сценарий на день станицы Сценарий на день станицы Сценарий на день станицы Сценарий на день станицы Сценарий на день станицы Сценарий на день станицы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ